Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках английского языка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема
1.1 Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества
2. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников
2.1 Ожидаемые результаты работы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка
2.2 Пример учителя иностранного языка в формировании духовно-нравственных качеств учащихся
2.3 Портрет ученика в аспекте духовно-нравственного воспитания личности
Заключение
Список литературы
Маленький человек приходит в школу со своими эмоциями и чувствами, переживаниями и тревогами, своим пониманием окружающего мира. Школа, учитель, окружающие его родные люди дарят ему новые ощущения, впечатления, открытия. Какими будут детские впечатления- зависит не только от самого ребенка, но и от тех взрослых, которые будут рядом с ним. Именно в детстве разгадка детских тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека. И школа вносит свой существенный вклад в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности. Это зависит, в первую очередь, от того, какая воспитательная система школы, класса, какие нравственные ценности учитель-предметник закладывает в работе с детским коллективом.
В связи с переходом на временный государственный образовательный стандарт работа с учащимися в школах должна быть направлена на духовно- нравственное воспитание учащихся и их социализацию. Таким образом, целью воспитательной работы является создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, его развитие, самореализация и самоопределение в обществе, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны.
Роль учителя огромна. Если педагог понимает свое назначение, он не позволит себе пропустить в воспитании своих учащихся нечто такое, что может повлиять на его дальнейшую жизнь в мире взрослых. Воспитательная работа в направлении формирования нравственности ученика предполагает нравственность самого взрослого, его действий и поступков. Иногда приходится встречаться с такой ситуацией: ученик, уже будучи взрослым, завоевывает в своей жизни такие вершины, которых от него не ожидали его педагоги. Но всегда ли успехи связаны только с волей случая, обусловлены родительскими возможностями или некими другими условностями. Далеко не всегда. Значит. что-то мы не увидели, вовремя не раскрыли или, как вариант, не создали ситуацию воспитательного характера, которая могла бы помочь ребенку раскрыть свои возможности. Нам, взрослым, призванным заниматься очень непростым делом воспитания, необходимо чаще смотреть в детские глаза, чтобы увидеть в них отражение себя, своих поступков, мнений, своего поведения. Процесс воспитания учащихся носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека- это процесс создания личности, причем личности способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры. Как сказал древнегреческий философ Эпиктет: «Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек».
Не для кого не секрет, что в настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. 21 век в полной мере явил миру человека эпохи Интернет. Это человек- поглотитель информации, зависимый от техники, свободный от традиций и ценностей, человек сиюминутных желаний. Безусловно, Интернет стал неотъемлемой частью современного человека. Он предоставляет невероятный выбор возможностей, но немалая их часть связана с развлечениями.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, Павлова Е.А [10,с.28],Зимняя И.А. [6,с.48], Дереклеева Н.И.[5,с.3], Агапов В.С.[1,с.33], Аллагулов А.М.[2,с.12] Ушинский К. и др.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».
Выходя из вышеизложенного, цель данной работы состоит в том, чтобы доказать необходимость формирования духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения, изучить степень потребности в самообразовании, самовоспитании морально-волевых качеств, осветить проблемы воспитания культуры поведения и сознательной дисциплины, рассмотреть методы и приемы воспитания духовно-нравственного сознания молодого поколения на уроках иностранных языков.
Работая над этой проблемой, была поставлена основная задача, которая заключается в том, чтобы проанализировать духовно-нравственное воспитание как среду воздействия на молодое поколение.
Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.
1. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема
1.1 Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества
Трансформация всех сторон нашей жизни в последние 15 лет особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современном государстве. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.
Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание .
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживания высоких духовных состояний;
· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
·опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
· опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт содержательного, духовного общения;
· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
По мнению А.И. Шемшуриной наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:
- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;
- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;
- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
- культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;
- способность к нравственному усилию, "усилию человека быть" (М.К. Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;
- чувство эмпатии - эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.
Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
2. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно нравственных качеств школьников
Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи и молодежи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
Итак, мы можем сказать, что ролевая игра:
- это обучение в действии, повышающее качество обучения;
- это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она вызывает интерес учащихся;
- дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в данной ситуации;
- сопровождается эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качества обучения, повышает его эффективность.
С.Ф. Шатилов в своей методике обучения иностранному языку выдвинул следующие требования к проведению ролевых игр:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
6. Учитель должен сам верить в ролевую игру, в ее эффективность, тогда он сможет добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения диалогической речи ориентирующую функцию.
Таким образом, в ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
В 21 веке перед учителем английского языка стоят современные задачи, открывающие дорогу инициативе, проявлению креативности, мотивирующие на поиск нового активного педагогического инструмента обучения. Учитывая тот факт, что сегодняшние учащиеся увлечены компьютером, таким мощным инструментом может быть использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Исследователи в области современных информационных технологий в образовании (Б.Ю. Щербаков, М.И. Станкин и др.) рассматривают использование информационных технологий как «наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение».
Мною информационно-коммуникативные технологии используются в следующих направлениях:
- создание календарно-тематическое планирование уроков.
- организация и проведение уроков;
- создание презентаций и проектов;
- разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов;
- создание портфолио;
- накопление и систематизация дидактического материала;
Одним из наиболее перспективным является использование информационно-коммуникативных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. Многие учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников.
К сожалению, мы не можем часто вывозить школьников на экскурсии за пределы нашей республики и посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникативных технологиям это стало возможным. Благодаря Интернету, находясь в классе, мы можем совершать виртуальные экскурсии по Эрмитажу и Британскому музею, по Третьяковской галерее и галерее Тэйт; смотреть постановки в Большом театре и Шекспировском театре и т.д.
При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как к друг другу, так и к представителям других культур.
Так, учащиеся 5 класса успешно выполняют проекты и создают презентации на темы «That is what I like about my school», “My pet”, “Traditions in my family”, “Let’s travel together”. Учащиеся 10 класса разработали темы и соответствующие презентации к ним по темам “We are what we eat”, “Teenagers in Great Britain”, “School uniforms ”. Ребята 8 классов защитили проекты по темам “How to break the ice”, “Tasty traditions”, “New Images For You”.
Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся приобретают ценности, учатся уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них, а также осознают, что принадлежать не только к окружающему им сообществу, но и являются субъектами всего мира.
Наблюдения и сопоставительный анализ результатов обученности классов, где информационно-коммуникативные технологии применяются в системе, показали следующее: учащиеся показывают более высокую степень мотивации, заинтересованности английским языком, демонстрируют достаточно хороший уровень коммуникативной компетенции и воспитанности, а также отличаются информационной компетентностью и умением работать в группах, коллективе.
Безусловно, применение информационно-коммуникативных технологий способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но как говорили древние римляне «Aurea mediocritas!», надо придерживаться правила золотой середины - только разумное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникативных технологий способствует достижению успеха.
Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплекту «Английский в фокусе», даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “Culture Corner” , “Extensive Reading”, “Spotlight on Russia”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, обычаям и традициям. Чтобы научить ребенка широко мыслить, нам в первую очередь поможет правильная организация самого урока и привлечение учащихся к внеклассной работе.
С целью распространения педагогического опыта, предлагается современный метод использования поэзии на уроках английского языка, который с одной стороны может значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, с другой стороны, позволяет учителю активно участвовать в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся. Несомненно, методические пособия, являются главным источником обучающего материала для изучения английского языка. Научно-структурированный материал позволяет учителю шаг за шагом наращивать объём нового материала, закрепляя грамматику и расширяя словарный запас учащихся типовыми упражнениями. Однако такой традиционно-механический подход не всегда способствует развитию творчества в изучении языка. Основными задачами, стоящими перед учителем, являются повышение мотивации учащихся и их перестройка из пассивных получателей в активных творческих созидателей своих знаний. Именно использование поэзии, на первом этапе – классической и современных авторов, а на втором этапе - собственное сочинение стихов на английском языке, может оказать соответствующую поддержку и учителю и учащимся в этом процессе. Использование поэзии возможно как на основных уроках, так и на факультативных занятиях. Изучение стихов помогает учащимся расширить свой словарный запас, закрепить знания грамматики, а их сочинение развивает творческий подход в изложении мыслей, формирует навыки письма и в целом является качественным дополнением методическим пособиям.
Целесообразность и эффективность данного способа изучения языка базируется на следующих принципах:
Целесообразность и эффективность данного способа изучения языка базируется на следующих принципах:
Во-первых, принцип «достоверности языка». Как классическая, так и современная поэзия англоязычных поэтов является подлинным и реальным языковым примером в соответствующем контексте для введения на уроке нового учебного материала. Многие зарубежные методики считают, что поэзия, раскрывающая реальные контексты, способствует гораздо большему развитию языковых навыков, чем механическое запоминание с помощью упражнений без реального контекста.
Во-вторых, стихи ненавязчиво расширяют и обогащают словарный запас учащихся, не включённый в методические пособия. Попытки расширить словарный запас через простое запоминание набора слов не всегда продуктивны. При изучении стихов и их самостоятельном сочинении процесс совершенно обратный. Точность выражения мысли требует знания широкого круга схожих по значению слов и их выбора в зависимости от рифмы. Запоминание новых слов применительно к конкретному контексту при этом значительно эффективнее.
Третьим аргументом в пользу внедрения поэзии в процесс обучения является то, что учитель отходит от рутинных схем изучения языка и подключает творческий потенциал учащихся, повышая тем самым стимул, раскрывая новые возможности. Изучение стихов позволяет учащимся находить «полезные идеи» применения языка и творческого изложения мысли, а сочинение стихов даёт учащимся значительно большее удовлетворение от изучения языка, чем простое механическое зазубривание, подключает их самостоятельность и личный опыт, развивает свободное творческое выражение мысли. Поэзия повышает побуждения ученика, выявляет эмоциональную причастность, повышает мотивацию. Когда учащиеся читают, понимают и интерпретируют стихотворения, они изучают иностранный язык через свою личную деятельность и опыт. Стихи раскрывают универсальные темы, человеческие проблемы, они заставляют учащихся спроектировать их собственные чувства и эмоции. Другое преимущество использования стихов при изучении языка заключается в развитии межкультурного понимания, развития у детей восприятия культурных ценностей других народов.
Подбор поэзии для изучения является не простой задачей для учителя. Как правило, выбор основывается на следующих принципах:
- в соответствии с возрастом и уровнем языковой подготовки учащихся;
- стихи должны быть интересны школьникам по тематике и могут отражать темы дружбы, любви, патриотизма;
- наряду с классическими произведениями необходимо включать стихи современных авторов, отражающие современную лексику и структуру языка;
- поэтическая лексика должна перекликаться с лексикой вводимой методическими пособиями;
- учитывать пожелание детей.
Для первых шагов в процессе написания собственных стихов на английском языке, учитель может предложить «шаблонный метод», предназначенный в первую очередь для оказания помощи в построении грамматической основы, формировании словарного запаса и развития творческого подхода в письме. Этот способ вовлекает учащихся сочинять собственные стихи, соблюдая размер и формат образца. В данном способе оригинальная поэзия применяется, как отправная точка, а также служит вдохновением для собственного письма. Как правило, весь процесс можно подразделить на три этапа: знакомство со стихотворением, его изучение, сочинение собственного варианта.
Знакомство со стихотворением необходимо для понятия его содержания, перевода незнакомых слов, формирования представления о смысле стихотворения. Изучение стихотворения ставит своей задачей в первую очередь понять стиль языка, грамматическую структуру письма, понять фигуральный язык – метафоры, эпитеты и т.д. Это этап проникновения учащихся в «душу» стихотворения, понимания его внутреннего смысла и подготовки к самостоятельной творческой работе.
Этапы знакомства и изучения стихотворения формируют у учащихся некоторую модель или можно сказать шаблон, применить который на практике задача этапа сочинения собственного варианта на заданную тему. То есть, учащимся предлагается не останавливаться только на изучении «чужих» стихов, им бросается вызов пойти намного дальше и представить вариант стихотворения с их собственной точки зрения, создать что-то новое. На данном этапе возможен как коллективный «мозговой штурм», так и индивидуальная работа, с последующим обменом мнений и вариантов. Как правило, основной задачей является соблюдение главной идеи стихотворения.
Именно такими средствами мы учим ребенка размышлять: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, мыслить творчески и представлять себя миру.
Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.
С 2001 года учитель активно ведет работу клуба любителей английского и японского языков «Восточный ветер». В конце учебного года проводится открытое заседание клуба «Восточный ветер», в ходе которого высказываются рекомендации для участников клуба. Ребята делятся опытом своей работы в данном направлении.
Познавательным аспектом таких занятий является увеличение объёма знаний об особенностях культуры стран изучаемых языков.
2.1 Ожидаемые результаты работы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию страны изучаемого языка;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры и страны изучаемого языка;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
2.2 Пример учителя иностранного языка в формировании духовно-нравственных качеств учащихся
Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Пример – воспитательный метод. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением, быстро запечатлеваются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания, формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Основой примера служит подражательность. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Их симпатию вызывают люди смелые, находчивые, сильные, со стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. Говоря о примере, подразумевают, прежде всего, пример конкретных людей – учителей, родителей, друзей. Не меньшую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера учителя, его поведения, деловых качеств, авторитета, отношения к обучающимся. Большинство младших школьников хотят подражать учителю во всём. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать, если дети убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, а также, когда учитель действует систематически и последовательно. Для детей слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в истории, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего. При выборе моральных примеров, следует добиваться, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами противодействует образцам аморального, откровенно разрушительного поведения, которые обрушивают на детское сознание телевидение и другие источники информации. Учитель через уклад школьной жизни, личный пример вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность.
2.3 Портрет ученика в аспекте духовно-нравственного воспитания личности
«Любить детей – почти каждый из нас умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»,- писал М. Горький.
Главная задача общества и педагогики - не покорять, не корректировать, а учить личность саморазвитию, самосовершенствованию, умению быть собой, всегда и во всем делать свой сознательный выбор.
Человек творит собственную жизнь, руководствуясь определенными мировоззренческими принципами. Именно в мировоззрении содержится идея саморазвития личности.
Формирование гуманного мировоззрения - актуальная проблема создания современной модели выпускника.
Главный смысл жизни человека - творческое саморазвитие, созидание себя. В психологии и педагогике эта проблема рассматривается в рамках Я-концепции, что означает (лат. conceptio — восприятие) — динамическая система представлений человека о себе, на основе которой он выстраивает взаимоотношения с другими людьми через саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание .
Выделяем следующие способы создания педагогических условий, при которых у учащихся возникает переживание внутренних противоречий и происходит формирование мотивационной сферы:
В обучении:
- новизна материала, который изучается;
- создание проблемно-познавательных ситуаций;
- использование ярких примеров и фактов;
- применение эвристически-поисковых и исследовательских приемов учебной работы;
- разнообразие методов овладения знаниями, практическими умениями и навыками;
- целесообразное педагогическое сопровождение.
В системе внеурочной работы:
- высокая содержательность воспитательной деятельности;
- разнообразие форм и постоянное их обновление;
- опора на самодеятельность и самостоятельность учащихся;
- расширение социально значимой деятельности и внешкольных связей;
- романтическая направленность, дискуссионность, привлекательность мероприятий,
- разработка таких мероприятий, где можно побудить ученика к высказыванию собственной точки зрения, а соответственно и тематика мероприятий должна быть современной;
5 . Создание гуманной, психологически комфортной атмосферы в коллективе, стимулирует стремление подростка к саморазвитию.
6. Согласованность школьного, семейного и общественного воспитания.
Высказывание А. Макаренко "Будущего не надо ждать с надеждой или страхом, будущее надо строить" является концептуальным тезисом Модели выпускника.
Предоставленная модель выпускника - это программа-минимум, которая позволяет сосредоточить усилия педагогов, родителей и представителей социума не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности учащегося.
Модель представлена в виде качеств личности выпускника, способного к самоопределению и самореализации, который обладает следующими группами жизненных компетентностей.
Познавательная компетентность:
- учебные достижения, интеллектуальные задачи, умение учиться и оперировать знаниями;
Личностная компетентность:
- развитие индивидуальных способностей и талантов ;
- знание собственных сильных и слабых сторонах;
- способность к рефлексии;
- динамические знания.
Самообразовательная компетентность:
- способность к самообучению ,организации собственных приемов самообучения;
- ответственность за уровень собственной самообразовательной деятельности ;
- гибкость применения знаний, умений, навыков в условиях быстрых изменений;
- самоанализ , самоконтроль за собственной деятельностью .
Социальная компетентность:
- сотрудничество , работа в команде, коммуникативные навыки;
- способность принимать свои решения и стремиться к пониманию собственных нужд;
- умение определить личную роль в обществе ;
- ценностные ориентации ;
- развитие личностных качеств, саморегуляция
- культура межличностных отношений.
Компетентное отношение к собственному здоровью:
- соматическое здоровье;
- клиническое здоровье;
- физическое здоровье;
- психическое здоровье;
- валеологические знания.
Модель охватывает три ступени обучения общеобразовательной школы:
• начальная школа,
• основная школа ,
• старшая школа
Структуризация модели отражает динамику развития жизненной компетентности ученика на протяжении его обучения на различных ступенях общеобразовательного учебного заведения: начальная – основная школа – старшая школа.
Модель определяет субъектов деятельности в системе компетентностно- ориентированного подхода:
• личность, которая развивается,
• семья,
• школа,
• окружающая среда,
• государственные структуры, которые и прямо, и опосредованно через государственную образовательную политику влияют на становление личности.
Формирование компетентностей учащихся происходит в процессе обязательной взаимодействия всех субъектов.
Государственные структуры создают необходимую материально-техническую базу для учебного заведения, на обеспечение воспитание и развитие детей направлены государственные программы.
Семья создает необходимые условия для воспитания и развития детей, закладывая основы нравственности, здорового образа жизни; принимает активное участие в общественной жизни, поддерживает прочную связь со школой.
Школа обеспечивает необходимые условия для развития ребенка и формирования жизненных компетенций.
Учителя обеспечивают педагогическую поддержку, основываясь на обновленном содержании образования ,используя активные методы, групповые формы организации обучения, личностный подход в обучении и воспитании.
Администрация и другие управленческие структуры осуществляют мониторинг качества образования с целью выработки оптимальных управленческих решений на всех уровнях, координируют совместную учебно-воспитательную деятельность семьи, учебного заведения и других учреждений, в том числе через реализацию определенной системы воспитательных мероприятий.
Окружающая среда – мощный и действенный фактор в формировании компетентной личности. Особое место в нем занимают внешкольные учреждения, которые влияют на воспитание и развитие подрастающего поколения.
• дошкольные учреждения,
• профессиональные и высшие учебные заведения,
• внешкольные учреждения
• медицинские учреждения,
• учреждения культуры и спорта
• общественные организации и группировки
• средства массовой информации
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности начинается с детства , с детсада , имеет выход на непрерывную образование, заведения и учреждения среды, где растет ребенок.
Профессиональное самоопределение учащихся с выходом на соответствующий профессиональный или высшее учебное заведение осуществляется через профильное обучение. Внешкольные воспитательные заведения вносят вклад в формирование компетентностей учащихся через развитие их творческих способностей.
Общественные и культурные организации - осуществление культурного сотрудничества, проведение благотворительных акций и волонтерство.
Средства массовой информации (через формирование информационной культуры личности).
Модель отражает методы (пути) развития жизненной компетентности в рамках общеобразовательного учебного заведения:
• возможности предметов инвариантной и вариативной составляющей учебного плана,
• профильная и профильная подготовка
• формы организации эффективной деятельности на уроках и во внеурочное время,
• возможности детских объединений, общественных организаций, клубов, кружков
Модель подготовки компетентного выпускника общеобразовательного заведения успешно внедряется только при условии системного подхода и максимальной реализации потенциальных возможностей каждого субъекта и их взаимодействия .
Итак ,идеалом воспитания является гармонично развитый, высокообразованный, социально активный и национально сознательный человек, наделенный глубокой гражданской ответственностью, высокими духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, является носителем лучших достижений отечественной и мировой культуры, способный к саморазвитию и самосовершенствованию.
3.Заключение
Подводя итоги моего небольшого исследования о духовно-нравственном воспитании на уроках английского языка, я могу сделать следующие выводы, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.
Список литературы
1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.
2. Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2003. - Ч.7. - C. 12-17.
3. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009
4. Белянко Э.А. Использование приема драматизации при обучении иностранному языку/Э.А. Белянко//Иностранные языки в школе.-2010.-№5.-С.51-53
5. Дереклеева Н.И. Нравственность-М.: «5 за знания»,2010.-208с.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А.Зимняя.-К.: Образование, 1991.-220с.
7. Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. – 3с
8. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т.
9.Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении иностранному языку/ Т.И. Олейник.-К.:Образование,1992.-127с.
10. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11
11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. ISBN 5-7651-0105-4/978-5-222-15995-8
Комментариев нет:
Отправить комментарий